Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса


Справка-презентация о МТО
Библиотека 1
Краткая информация о библиотеке
Библиотека в ДОО находится в методическом кабинете и располагает достаточными методическими и учебными пособиями для организации как непосредственно образовательной деятельности, так и инновационнной работы. Подборка детской литературы находится на каждой возрастной группе и используется педагогами согласно Основной образовательной программы и возраста детей. 
Наличие читального зала
Нет 
Приспособлено для использования инвалидами
и лицами с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ)
да

 
Электронный каталог печатных изданий
"Занятия по развитию речи": В.В.Гербова..
"Занятия по ознакомлению с окружающим миром": О.Б.Дыбина.
"Знакомим дошкольников с родным городом": Н.В.Алешина.
"Знакомим дошкольников с городом Псковом": И.А.Рыбалова.
"Физическая культура в детском саду": Л.И.Пензулаева.
"Развитие игровой деятельности": Н.Ф.Губанова.
"Формирование основ безопасности": К.Ю.Белая.
"Занятия по изодеятельности в детском саду": Г.С.Швайко.
"Музыкальное развитие ребенка": О.П.Радынова.
Электронные образовательные ресурсы
http://www.mon.gov.ru/- Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
http://www.edu.ru/ - Федеральный портал "Российское образование"
http://window.edu.ru/ - Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://www.ed.gov.ru/ - Федеральное агенство по образованию (Рособразование)
http://www.school-collection.edu.ru / - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)
http://katalog.iot.ru/ - Каталог образовательных ресурсов сети Интернет 
Информационные ресурсы
http://www.udou.ru/ - Журнал "Управление дошкольным образовательным учреждением" адресован руководителям дошкольного образования, заведующим и методистам ДОУ.
http://www.detstvo-press.ru/magazine.php - Журнал ориентирован на профессиональные информационные потребности работников дошкольного образования.
http://vospitatel.resobr.ru/ - Журнал "Справочник старшего воспитателя"
http://www.gallery-projects.com/ - Журнал "Детский сад будущего"
http://festival.1september.ru/ - Сайт "Фестиваль педагогических идей. Открытый урок"
http://doshkolnik.ru/ - Журнал "Воспитатель ДОУ"
http://www.menobr.ru/products/7/- Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения» 
Cпортивное сооружение 1
Краткая информация
Спортивного зала здание ДОО не имеет , занятия по физической культуре проводятся в музыкальном зале. Часть зала оборудована физкультурными пособиями, играми , различными материалами. Занятия проводит инструктор по физической культуре Иванов Антон Вячеславович, образование педагогическое, стаж работы - 15 лет, категория- высшая. 
Расположение
Главное здание ОО 
Приспособлено для
использования инвалидами
и лицами с ограниченными
возможностями здоровья
(ОВЗ)
да



 
Доступ к информационным системам
  • В ДОО имеется доступ к сети интернет ( Ростелеком ) используется 3 компьютера
Обеспеченность учебного процесса
  • Методический кабинет имеет достаточную оснащенность различными программными учебными и методическими пособиями и материалами для проведения как непосредственно образовательной деятельности, так и инновационной работы. Компьютеров в наличии 3 шт., ксерокс, мультимедийная система. Организация оснащена сетью доступом к сети Интернет.
Оснащённость учебных кабинетов
Информация о наличии
оборудованных учебных
кабинетов, объектов
для проведения
практических занятий,
средств обучения
и воспитания,
в том числе приспособленных
для использования инвалидами
и лицами с ограниченными
возможностями здоровья
  • В МБДОУ оборудованы кабинеты для работы с детьми с ОВЗ:
    5 кабинетов для работы с учителями-логопедами;
    2 кабинета тифлопедагогов;
    1 кабинет педагога-психолога;
    1 кабинет охраны зрения.

    Учебные кабинеты (группы) оснащены средствами обучения и воспитания по ФГОС:

    Физическое развитие

    Обручи пластмассовые, палка пластмассовая гимнастическая, мячи разного диаметра, набор кеглей, коврики массажные,
    Наглядное методическое пособие ( плакаты, схемы).

    Социально-коммуникативное развитие

    Грузовые, легковые автомобили, игрушки (куклы в одежде, куклы-младенцы, одежда для кукол).
    Набор демонстрационных картин «Правила дорожного движения», «Пути и средства сообщения».
    Набор демонстрационных картин «Правила пожарной безопасности».
    Набор предметных карточек «Транспорт».
    Наборы сюжетных картинок «Дорожная азбука», «Уроки безопасности».
    Набор предметных карточек «Профессии», «Символика»
    Дидактические пособия, печатные пособия (картины, плакаты).
    Наборы игрушечной посуды.
    Наборы парикмахера.
    Наборы медицинских игровых принадлежностей.
    Игровой модуль «Кухня».
    Игровой модуль «Парикмахерская».
    Оборудование для трудовой деятельности (совочки, грабельки, палочки, лейки пластмассовые детские)
    Природный материал и бросовый материал для ручного труда
    Картины, плакаты «Профессии», «Кем быть», «Государственные символы России» и др.
    Набор предметных карточек «Инструменты», «Посуда», «Одежда» и др.
    Книги, энциклопедии, тематические книги.

    Познавательное развитие

    Макеты «Государственных символов России».
    Географические карты, атласы, хрестоматии
    Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные)
    Учебные приборы (микроскоп, колбы, песочные часы, компас и др).
    Наборы тематических предметных карточек «Посуда», «Овощи», «Деревья», «Животные», «Птицы», «Мебель», «Бытовые приборы», «Растения», «Грибы», «Ягоды», «Одежда», «Насекомые», «Земноводные».
    Серия демонстрационных сюжетных тематических картин «Дикие Животные», «Домашние животные» «Мир животных», «Домашние птицы», «Птицы», «Времена года».
    Домино с цветными изображениями, шнуровки различного уровня сложности, игрушки-персонажи, напольный конструктор деревянный, наборы настольного конструктора, набор счетного материала, счетные палочки, комплект цифр и букв на магнитах, набор плоскостных геометрических фигур, наборы раздаточного математического оборудования.
    Мозаика с плоскостными элементами различных геометрических форм, дидактические игры «Цвет», «Форма», «Фигуры».
    Информационный материал «Паспорт экологической тропы» Муляжи фруктов и овощей, увеличительное стекло,   набор контейнеров.

    Речевое развитие

    Набор сюжетных карточек по темам «В походе», «В половодье», « Подарок школе» и др.
    Предметные игрушки-персонажи.
    Сюжетные картины «Наши игрушки», «Мы играем», «Звучащее слово».
    Методическая литература (рабочие тетради, хрестоматии и др).
    Обучающие пазлы «Учимся читать», «Азбука», «Развиваем речь, мышление и мелкую моторику», домино.

    Художественно -эстетическое развитие

    Комплекты детских книг для каждого возраста, детские энциклопедии, иллюстрации к детской художественной литературе, портреты писателей.
    Магнитная доска, мольберт, репродукции художников, портреты художников-иллюстраторов, комплект изделий народных промыслов (матрешка, дымка), наборы демонстрационного материала «Городецкая роспись», «Гжель», «Хохлома», «Дымка», тематические комплекты карточек для лепки, аппликации, рисования.
    Бумага для рисования, палитра, стаканчики, трафареты, кисочки, карандаши простые, цветные, мелки восковые, бумага цветная, картон цветной, белый, безопасные ножницы, клей канцелярский, кисточка щетинная, пластилин, доска для работы с пластилином.
     

    Музыкальный зал оснащён:

     Комплекты CD-дисков с музыкальными произведениями, набор шумовых музыкальных инструментов (музыкальные колокольчики, бубны, игровые ложки, вертушка, трещотка, барабан, погремушки), металлофон.
    Комплекты костюмов театрализованной деятельности, шапочки для театрализованной деятельности, ширма для кукольного театра настольная, игрушки-персонажи, флажки разноцветные, ширмы для театра, куклы, ёлки искусственные, гирлянды, наборы елочных игрушек, мишура.

    Физкультурный зал оснащён:

    Обручи пластмассовые, палка пластмассовая гимнастическая, мячи разного диаметра, набор кеглей, дуги для подлезания, коврики массажные, массажеры для ног, корригирующая дорожка, скамейки для ходьбы (наклонная, с препятствиями), шведская лестница, кольцеброс, мешочки для равновесия, скакалки детские, канат для перетягивания, флажки разноцветные, ленты.











 
Специальные технические средства обучения
Информация о наличии
специальных технических
средств обучения
коллективного и
индивидуального
пользования для
инвалидов и лиц
с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ)
  • Методический кабинет имеет оснащенность различными программными учебными и методическими пособиями и материалами для проведения как непосредственно образовательной деятельности, так и инновационной работы. В наличии компьютер, МФУ, мультимедийная система.

    Музыкальный зал: имеет электронное пианино, музыкальный центр, библиотека методической литературы, сборники нот, музыкальные инструменты, музыкальные игрушки, различные виды театра, детские и взрослые костюмы, детские стулья

    Спортивный зал совмещен с музыкальным: -маты спортивные, стенки шведские,скалодром, скамейки гимнастические, баскетбольные корзины, мягкий спортивный инвентарь, скакалки, обручи, мячи разного диаметра, массажные дорожки, мячи-прыгалки, набивные мячи, комплекты предметов для метания, гимнастические палки, гантели, тренажеры, методическая литература по физическому развитию и воспитанию.

    Кабинет педагога- психолога: Оснащен:стол для занятий с песком с подсветкой, оборудование для релаксации:Терапевтическое кресло-кубик, фиброоптический душ, воздушно пузырьковая трубка, проектор. Диагностический набор для обследования детей раннего дошкольного возраста Е.А. Стребелевой, методический материал, дидактические игры и игрушки. Магнитно-маркерная доска. Зеркало.

    Кабинеты учителей - логопедов (5): Кабинеты специалистов оснащены компьютерами для работы с детьми с ОВЗ. Три кабинета подключены к компьютерной программе БОС столы детские, зеркала, стулья детские, методический материал, дидактические игры и игрушки.

    Кабинеты тифлопедагогов (2): Кабинеты специалистов оснащены компьютерами для работы с детьми с ОВЗ. Набор материалов для тифлопедагогического обследования. Учебная доска с подсветкой, окрашенная в темно-зеленый , с матовой поверхностью.Эталоны формы (плоскостные и объемные),эталоны величины. Конструкторы, мозаика, пластилин, различные сорта бумаги, фольга, счетные палочки, клубки, нити, шнуры; книги, выполненные рельефно-точечным шрифтом.Дидактические игры по развитию зрительного восприятия.Пирамидки на конической и прямой основе, формы-вкладыши, двух-трехместные дидактические игрушки, мозаика разного размера и формы.Оптические средства: бинокли, лупы, линзы . Звучащие игрушки.Фонотека: звуки живой и неживой природы, шум улицы, транспорта. Настольный строительный конструктор.

    Групповые комнаты: столы детские, стулья детские, учебно-игровая мебель доски магнитные, коврографы различный методический и дидактический материал, игры, игрушки согласно возрасту и рабочей программе







 
Организация питания
Горячее питание
Есть 
Краткая информация
Питание в ДОО четырехразовое, сбалансированное, согласно 10 дневного меню , организовано в соответствии с 2.4.1- СанПиН-3049-13 от 15.05.2013 года Контроль осуществляется администрацией ДОО совместно с медицинской сестрой, Управлением "Роспотребнадзора" по г.Пскову, Управлением образования Администрации г. Пскова 
Стоимость питания
Финансирование стоимости питания осуществляется за счет средств бюджета и составляет 79 рублей 85 копеек

Выписка из договора с родителем (законным представителем) на воспитание, оздоровление, уход и присмотр за ребенком

3. Размер, сроки и порядок оплаты за присмотр и уход за Воспитанником

3.1. За присмотр и уход Воспитанника в МБДОУ Родитель  вносит родительскую плату.

3.2. Размер родительской платы устанавливается Учредителем МБДОУ.  Средний размер родительской платы за присмотр и уход за Воспитанниками  устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

 В случае изменения размера родительской платы в период действия настоящего Договора все изменения оформляются Приложениями к настоящему Договору.

3.3. На момент заключения настоящего Договора родительская плата по настоящему Договору составляет 79 (семьдесят девять) рублей 85 копеек в день.

За присмотр и уход за  детьми с туберкулезной интоксикацией, детьми–сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми-инвалидами, находящимися в МБДОУ,  родительская плата не взимается. С Заказчика, имеющего трёх и более детей, родительская плата не взимается.

3.4. Родительская плата не взимается при отсутствии Воспитанника в МБДОУ по причинам:

3.4.1. болезни Воспитанника  (на основании предоставленной медицинской справке);

3.4.2. отдыха Воспитанника в течение отпуска (ежегодного оплачиваемого отпуска, учебных отпусков, отпусков без сохранения заработной платы, дополнительных отпусков) Заказчика (с предъявлением справки с места работы о предоставляемом отпуске и заявления Заказчика)

3.4.3. отсутствия Воспитанника в МБДОУ в течение летнего оздоровительно периода (согласно заявления Заказчика);

3.4.4.  участия Воспитанника в соревнованиях (сборах) (с предъявлением документа, подтверждающего участие в соревнованиях (сборах);

3.4.5. отсутствие Воспитанника в МБДОУ в связи с длительным домашним режимом (дооперационным, реабилитационным, после перенесённого заболевания).

3.5. В случае отсутствия Воспитанника в МБДОУ, вне зависимости от длительности отсутствия,  по причине карантина в МБДОУ, ремонтных и (или) аварийных работ в МБДОУ, принятия решения уполномоченными органами  решения о приостановке (приостановке деятельности) МБДОУ, родительская плата не взимается.

3.6. Периоды отсутствия Воспитанника в МБДОУ   по основаниям п.3.4.1.  настоящего Договора должны быть подтверждены оригиналами  документов, выданных медицинской организацией (медицинским учреждением), подтверждающими факт болезни Воспитанника.  Оригиналы этих документов предоставляются Заказчиком МБДОУ не позднее трех рабочих дней с момента начала посещения Воспитанником МБДОУ  после его отсутствия.

3.7. Периоды отсутствия Воспитанника в МБДОУ  по основаниям п.п. 3.4.2.-3.4.5  настоящего Договора должны быть предварительно, не позднее,  чем за один рабочий день до начала отсутствия, подтверждены оригиналами соответствующих документов, письменным  заявлением Заказчика на имя руководителя МБДОУ

3.8. Родительская плата по основаниям пп.3.4.1 - 3.4.5. начисляется в соответствии с частью второй п. 3.4. настоящего Договора  только в случае надлежащего исполнения Заказчиком п. 3.6 и 3.7. настоящего Договора.

3.9. Родительская плата в случае отсутствия Воспитанника в МБДОУ  по иным основаниям, либо несоблюдения Заказчиком п. 3.6 и п. 3.7 настоящего Договора начисляется в соответствии с п. 8 раздела 2 Приложения № 1 к  Постановлению  «Об утверждении Положения о плате, взимаемой с родителей  (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях города Пскова, реализующих  образовательную программу дошкольного образования» от 23.08.2013г. № 2077 и составляет 63 рубля( шестьдесят три рубля ) 88 копеек за день.

3.10. Родитель обязуется ежемесячно до 15 числа текущего месяца оплатить начисленную родительскую плату.

3.11. Родительская плата может вноситься за счёт средств материнского (семейного) капитала на основании договора между Заказчиком  и МБДОУ

3.12. Начисление родительской платы производится из расчета фактически оказанной услуги по присмотру и уходу, соразмерно количеству календарных дней, в течение которых оказывалась услуга.

    3.13. Оплата производится в срок до 15 числа текущего месяца в безналичном порядке на счет МБДОУ, указанный в разделе 7 настоящего договора.

 

 
Доп. информация
— 
Охрана здоровья обучающихся
Мед. обслуживание
Есть 
Краткая информация
Медицинское обслуживание осуществляется МУЗ "Детская поликлиника № 1" г. Пскова на условиях аренды помещений медицинского назначения. Специалисты поликлиники обслуживают организацию согласно плана. В ДОО есть кабинет охраны зрения 
Доп. информация
— 
Иная информация по охране здоровья обучающихся
  • Инструкция для работников по обеспечению доступа инвалидов к услугам и объектам, на которых они предоставляются

    Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
    В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".
    Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
    Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – лица, имеющие подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией недостатки в физическом и (или) психическом развитии, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования: неслышащие, слабослышащие и позднооглохшие, незрячие, слабовидящие и поздноослепшие, с тяжелой речевой патологией, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью (могут являться или не являться инвалидами).
    Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
    Одним из основных документов, закрепляющим равные права инвалидов с другими гражданами, является Конвенция о правах инвалидов. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах инвалидов 13 декабря 2006 года. Документ вступил в силу 3 мая 2008 года, после того, как его ратифицировали более 20 государств. По состоянию на апрель 2012 года, к договору присоединилось 110 стран. Российская Федерация присоединилась к Конвенции в 2012г., когда был подписан Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов".
    Цель Конвенции заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства. Конвенцией к числу инвалидов относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. "дискриминация по признаку инвалидности" означает любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области. Она включает все формы дискриминации, в том числе отказ в разумном приспособлении; "разумное приспособление" означает внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод; Государств, подписавшие Конвенцию, обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности.
    Статья 24 Образование
    1. Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом:
    a) к полному развитию человеческого потенциала, а также чувства достоинства и самоуважения и к усилению уважения прав человека, основных свобод и человеческого многообразия;
    b) к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме;
    c) к наделению инвалидов возможностью эффективно участвовать в жизни свободного общества.
    2. При реализации этого права государства-участники обеспечивают, чтобы:
    a) инвалиды не исключались по причине инвалидности из системы общего образования, а дети-инвалиды - из системы бесплатного и обязательного начального образования или среднего образования;
    b) инвалиды имели наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания;
    c) обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности;
    d) инвалиды получали внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения; e) в обстановке, максимально способствующей освоению знаний и социальному развитию, сообразно с целью полной охваченности принимались эффективные меры по организации индивидуализированной поддержки.
    3. Государства-участники наделяют инвалидов возможностью осваивать жизненные и социализационные навыки, чтобы облегчить их полное и равное участие в процессе образования и в качестве членов местного сообщества. Государства-участники принимают в этом направлении надлежащие меры, в том числе:
    a) содействуют освоению азбуки Брайля, альтернативных шрифтов, усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, а также навыков ориентации и мобильности и способствуют поддержке со стороны сверстников и наставничеству;
    b) содействуют освоению жестового языка и поощрению языковой самобытности глухих;
    c) обеспечивают, чтобы обучение лиц, в частности детей, которые являются слепыми, глухими или слепоглухими, осуществлялось с помощью наиболее подходящих для индивида языков и методов и способов общения и в обстановке, которая максимальным образом способствует освоению знаний и социальному развитию.
    4. Чтобы содействовать обеспечению реализации этого права, государства-участники принимают надлежащие меры для привлечения на работу учителей, в том числе учителей-инвалидов, владеющих жестовым языком и/или азбукой Брайля, и для обучения специалистов и персонала, работающих на всех уровнях системы образования. Такое обучение охватывает просвещение в вопросах инвалидности и использование подходящих усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, учебных методик и материалов для оказания поддержки инвалидам.
    5. Государства-участники обеспечивают, чтобы инвалиды могли иметь доступ к общему высшему образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни без дискриминации и наравне с другими. С этой целью государства-участники обеспечивают, чтобы для инвалидов обеспечивалось разумное приспособление.
    Общие правила этикета при общении с инвалидами и лицами с ОВЗ
    При предоставлении услуг инвалидам необходимо соблюдать следующие общие правила этикета:
    1.Обращение к человеку: когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.
    2. Пожатие руки: когда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку: даже тем, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне можно пожать руку — правую или левую, что вполне допустимо.
    3.Называйте себя и других: когда вы встречаетесь с человеком, который плохо видит или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь, и назвать себя.
    4.Предложение помощи: если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.
    5. Внимательность и терпеливость: когда вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что вы поняли, это поможет человеку ответить вам, а вам — понять его.
    6. Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав "Увидимся" или "Вы слышали об этом...?" тому, кто не может видеть или слышать. Главный принцип оказания помощи – не навредить в результате непредусмотренных рисков и обстоятельств.
    Правила этикета при общении с лицами, имеющими разные расстройства функций организма.
     Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими нарушение зрение или незрячими.
    Оказывая свою помощь незрячему человеку, направляйте его, не стискивая его руку, идите так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.
    • Опишите кратко, где вы находитесь. Предупреждайте о препятствиях: ступенях, лужах, ямах, низких притолоках, трубах и т.п.
    • Используйте, если это уместно, знакомые фразы, характеризующие цвет, расстояние, окружающую обстановку. Делитесь эмоциональным воздействием от увиденного.
    • Обращайтесь с собаками-поводырями не так, как с обычными домашними животными. Не командуйте, не трогайте и не играйте с собакой-поводырем.
    • Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитайте его обязательно полностью. Не нужно для убедительности давать его потрогать. Не заменяйте чтение пересказом, не пропускайте информацию, если вас об этом не попросят. Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной законодательством.
    • Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не к его зрячему сопровождающему.
    • Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих. Если вы хотите пожать руку, скажите об этом.
    • Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте его руку на спинку стула или подлокотник. Не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет.
    • Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь.
    • Не заставляйте вашего собеседника обращаться в пустоту: если вы перемещаетесь, предупредите его об этом.
    • Вполне допустимо употреблять слово «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать.
    • Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами, выражений вроде «Стакан находится где-то там на столе». Старайтесь быть точными: «Стакан посередине стола».
    • Если вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь.
    • Оказывая помощь незрячему, двигайтесь не торопясь, и при спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Не делайте рывков, резких движений, предупреждайте о препятствиях.